Без преувеличения можно сказать, что безопасность автодорог в России относится к числу национальных проблем. Мало того, что степень покрытия территории страны автодорогами в разы отличается от аналогичного показателя в зарубежных странах. Так еще и по данным ГИБДД МВД РФ, именно низкие показатели безопасности дорог прямо влияют на статистику тяжелой аварийности в России и сопредельных странах (свыше 30 тыс. погибших в ДТП в 2013 г.). Поэтому вступление в действие Технического регламента Таможенного союза 014/2011 может переломить негативную тенденцию. В основу документа положен системный подход: стандарты безопасности закладываются еще во время проектирования. Причем регламент охватывает не только параметры безопасности людей, но и окружающей среды, вопросы сбережения ресурсов и экономии энергии.

Когда начинает действовать ТР ТС-014/2011?

Утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011 г. Вступает в силу с 15.02.2015 г.

Зачем нужен ТР ТС-014/2011?

Он обеспечивает на каждой стадии жизненного цикла автодорог, а это проектировка, строительство, реконструкция, капремонт и эксплуатация, реализацию не менее четырех элементов. Среди которых:

  1. защита жизни людей и их здоровья, а также имущества: государственного, частного и личного;
  2. защита экологических параметров, а это охрана воздушных и водных ресурсов, фауны и флоры; сохранение комплексной экосистемы;
  3. защита граждан от недостоверной или заведомо ложной информации;
  4. энергоэффективность и сбережение ресурсов.

В новом регламенте прописаны и необходимые минимальные требования, относящиеся к безопасности автодорог, предъявляемые к ни и всем процессам их жизненного цикла, о которых сказано выше. Новый документ определяет и формы и порядок проведения оценки соответствия всем указанным требованиям.

Продукция, подлежащая сертификации

Что подлежит сертификации? Объектами техрегулирования являются все дороги общего пользования, не только вновь строящиеся, но и реконструируемые, находящиеся в состоянии капитального ремонта или эксплуатации. Сюда же относятся различные дорожные сооружения и элементы обустройства. Обращаем ваше внимание, что на объекты дорожного и придорожного сервиса распространяются лишь те требования документа, которые регламентируют их расположение. В перечень объектов регулирования входят все процессы жизненного цикла, включая капремонт и эксплуатацию, как автодорог, так и сооружений. Кроме того, под действия регламента попадают и применяемые при строительстве или ремонте строительные материалы и изделия.

Возможные формы подтверждения соответствия

Соответствие регламенту возможно обеспечить, выполняя его требования по безопасности или непосредственно, или через требования международных и национальных (региональных) стандартов. В случае отсутствия таковых за основу берутся национальные (государственные) стандарты государств-членов Таможенного союза.

Что необходимо учитывать при подготовке сертификации на соответствие требованиям ТР ТС-014/2011?

Существуют объекты, не попадающие под требования документа, несмотря на то, что они очень близки к описываемым в документе объектам по функционалу. Это, например, автодороги, находящиеся в собственности промышленных, строительных или иных производственных предприятий. Сюда же относятся лесные просеки и т.д. Проще говоря, это дороги, которые не относятся к дорогам общего пользования. Не попадают под действие регламента и те их них, которые предназначены для временного применения, расположенные в зонах отчуждения или сооружаемые для оборонных целей. Действия документа не распространяются и на дороги, построенные для занятий спортом – беговые и велосипедные трассы, для верховой езды (кросса) и т.д.

Стоит отметить тот факт, что Технический регламент вступает в гармонизированное взаимодействие с целым пакетом международных конвенциальных требований, принятых ООН, ЕС и СНГ. Среди них Европейское Соглашение о международных автомагистралях ЕЭК ООН (Женевское соглашение 1975 г.), Конвенции о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах ЕЭК ООН (Венская конвенция 1968 г.), Директива Евросоюза от 29 апреля 2004, Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 г.

Основные документы