Что это такое?

Услуги являются объектом оценки соответствия на основе Федерального закона № 184 «О техническом регулировании». Обязательность сертификации распространяется только на продукцию. Сертификат соответствия на услуги может быть оформлен лишь на добровольной основе в добровольной системе сертификации. Кроме того услуги не включены в Постановление правительства № 982 от 01.12.2009, которое определяет список видов товаров, на которые производители и другие соискатели должны оформить обязательные сертификационные документы.

Как это сделать?

Оформить добровольный сертификат соответствия можно в любой зарегистрированной в Росстандарте системе оценки соответствия, где проводится сертификация в требуемой сфере деятельности, услуг и работ. Чаще всего сертификация услуг проводится с использованием добровольной системы соответствия ГОСТ Р. Добровольная сертификация услуг проводится по инициативе физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на договорных условиях между органом по сертификации и заявителем. Принятие решения о добровольной сертификации часто связано с продвижением услуг на рынок, проблемами конкурентоспособности услуг, новыми тенденциями и предпочтениями покупателей.

Где это работает?

Чаще всего добровольная сертификация услуг требуется там, где предприятию необходимо получить свидетельство соответствие требованиям для получения определенной категории организации по действующей классификации. Например, это классность гостиниц; баров, кафе, ресторанов и других учреждений, оказывающих подобные услуги. Требование сертификации может присутствовать при оформлении документов на определенную группу классификации.

Порядок и схема действий?

Порядок проведения оценки соответствия услуг содержит следующие шаги:

  • оформление заявки на сертификацию в сертификационном органе или центре;
  • выбор схемы сертификации и принятие решения по заявке органом оценки соответствия;
  • составление и утверждение методики выполнения проверки по оказанию услуг;
  • выполнение сертификационной проверки;
  • оформление сертификата соответствия на услуги и лицензии (разрешения) на использование знака соответствия;
  • заключение договора на выполнение инспекционного контроля в период действия сертификации;
  • проведение инспекционных проверок (контроля) за исполнением требований нормативных документов к сертифицированной услуге.

Чем отличается сертификат соответствия на услуги и на продукцию?

Главным отличием в получении сертификата на услуги является отсутствие лабораторных испытаний объекта оценки соответствия. Товар или продукция являются материальными объектами подтверждения. В то время как услуги не имеют материального выражения. На этой основе при сертификации услуг исключено важное звено оценки соответствия продукции – сертификационная испытательная лаборатория. В связи с этим при сертификации услуг и работ не существует требования предоставления протокола испытаний третьей стороной – просто из-за отсутствия этой третьей стороны. Схемы оценки соответствия услуг могут содержать самый различный набор операций: например, для индивидуального предпринимателя – оценка мастерства исполнителя услуги; для крупных предприятий, где целесообразно создание системы менеджмента качества – оценка системы качества.